Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России продолжается реализация Программы по созданию безбарьерной(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В МАДОУ ДС №73 "Мишутка" созданы условия для образования и воспитания детей, в том числе для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ ДС №73 "Мишутка" функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи .
В 2023-2024 учебном году в МДОУ ДС №73 "Мишутка" детей, имеющих статус "ребёнок-инвалид"- 3 ребенка.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для детей, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | не имеется |
О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | не имеется |
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | не имеется |
Об обеспечении бесприпятственного доступа в задния образовательной организации | имеется: инвалидная коляска, контрасная маркировка для слабовидящих |
О специальных условиях питания | 5-ти разовое |
О специальных условиях охраны здоровья | функционирует спортивный зал, оснащенный в соответствии с реализуемой образовательной программой, требованиями СанПиН, спортивная площадка, медицинский блок. В штат специалистов, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу включены: медицинская сестра, инструктор по физической культуре. Курирует проведение оздоровительной работы врач педиатр МБУЗ «Городская детская поликлиника №2». В рамках данного направления своевременно и систематически проводятся медицинские осмотры детей, осуществлялся постоянный контроль администрации за гигиеническим состоянием всех структур ДОУ. Согласно плану проводятся витаминизация и профилактические мероприятия. Вопросы здоровья детей обсуждаются на родительских собраниях. |
О доступе к информационным системам и инфорамционно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Информационная база МАДОУ оснащена: электронной почтой выходом в Интернет; разработан и действует официальный сайт. |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | не имеется |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | не имеется |
Организация работы с детьми дошкольного возраста, в том числе с инвалидами и лиц с ОВЗ в условиях детского сада
Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности (в рамках разработки АОП.
- Организация деятельности специалистов в форме ПП консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
- Создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ.
- Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия).
- Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников.
- Материально-техническое оснащение (спортивный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет)
- Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Организация работы оказания помощи воспитанникам в группе компенсирующей направленности
Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников . Логопедическая диагностика воспитанников осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются на основании решения ППк МАДОУ ДС №73 «Мишутка» в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). На каждого воспитанника в группе компенсирующей направленности учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.Содержание коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ТПМПК, психолого-педагогического консилиума (ППк) и результатов логопедической диагностики.Логопедические занятия группы проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
Организация деятельности педагогического персонала в группе компенсирующей направленности
К работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи привлекаются следующие категории педагогических работников:
• воспитатель с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития;
• учитель-логопед;
• педагог-психолог;
• музыкальный руководитель;
• инструктор по физической культуре;
• тьютор.
Деятельность воспитателя группы компенсирующей направленности направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной, двигательной активности, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровления. Особенности организации работы воспитателя групп компенсирующей направленности :
• планирование (совместно с учителями-дефектологами) и проведение образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими нарушения речевого развития;
• соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению образовательной программы детей, имеющими нарушения речевого развития;
• обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов;
• консультирование родителей (законных представителей) воспитанников группы компенсирующей направленности по вопросам воспитания ребенка в семье;
• ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.Особенности организации работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности:
• осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания;
• осуществляет коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь;
• способствует логопедизации режимных моментов и проведению непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), а также практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации.
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В функциональные обязанности педагога-психолога входит:
• психологическое обследование воспитанников логопедических групп;
• проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
• проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье;
• осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
• консультирование персонала групп компенсирующей направленности ;
• ведение необходимой документации, определенной настоящим Положением.
Создание в ДОУ условий для детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
В МАДОУ ДС №73 «Мишутка» для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:
· Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
· Педагогами детского сада осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития.
· В ДОУ действует психолого-педагогический консилиум, целью деятельности которого является обеспечение диагностико-коррекционного медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
· С целью обеспечения организационно-методического и психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса заключен договор о взаимодействии с муниципальным бюджетным учреждением «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», специалисты которого проводят консультирование педагогов и родителей.
· Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников в ДОУ соблюдаются следующие условия: имеется нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение; созданы соответствующие условия, в том числе в оформлении развивающей образовательной среды.
О специальных условиях питания. Смотреть.
О специальных условиях охраны здоровья(безопасность). Смотреть.
Условия охраны здоровья обучающихся - смотреть.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Внешний вид дошкольного образовательного учреждения, оформление интерьеров, холлов, лестничных маршей, групповых комнат и залов соответствует современным требованиям эстетики, культуры быта. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории предусмотрено ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеется расширенные дверные проёмы, предоставляющий беспрепятственный доступ в помещение ДОУ. У входа в здание закреплена тактильная дощечка со шрифтом Брайля с названием и графиком работы детского сада.
Внутри здания границы ступеней лестниц на второй этаж выделены желтым цветом, что позволяет слабовидящим людям безопасно пользоваться лестницами самостоятельно.
В ДОУ создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. Особенностью в решении дизайна детского сада является чёткое предназначение стендов, которые удачно вписываются в интерьер помещений. Каждая группа оформлена с учётом возрастных особенностей воспитанников. Развивающая среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО и трансформируется в зависимости от потребностей и интересов воспитанников. Материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ . Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.
Объекты спорта:
-спортивный зал
-две спортивные площадки
-бассейн
Физкультурный зал;
Кабинет педагога-психолога;
Кабинета учителя-логопеда,
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДОУ
Для успешной организации образовательного процесса с детьми в нашем детском саду активно внедряются и используются информационно- коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы
Электронно- образовательный ресурсы ОУ:
компьютеры - 8 шт.,
ноутбуки - 11 шт.,
принтеры - 5 шт.,
мультимедийная установка - 1шт.,
компьютеры подключенные к локальной сети Интернет - 12 шт.
МЕДИАТЕКА ЭОР В ДОУ
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД: методическая литература по программе «От рождения до школы» (научный руководитель Н.Е. Веракса) по всем образовательным областям; методическая литература по направлениям; методическая литература по освоению ООП; детская литература.
2. «РЕЧЕЦВЕТИК»: CD или МР3 диски без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики и для адаптации детей, а также для автоматизации разных групп звуков и др.
3. «МИР ПРЕКРАСНОГО ТВОРЕНЬЯ»: CD или МР3 диски - песни, сказки, виртуальные экскурсии по картинным галереям, видеоуроки продуктивной деятельности и др.
4. «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!»: CD или МР3 диски – веселая зарядка, презентации, фотогалерея – виды спорта, информационные материалы и др.
5. «Я ПОЗНАЮ МИР»: электронные пособия; презентации; виртуальные экскурсии; фото-видеоматериалы; звуковое оформление на CD-дисках; информационные материалы; онлайн-викторины, игры, шарады; сказки, мультфильмы тематические и др.
Дошкольное учреждение имеет выход в Интернет, сайт детского сада,
электронную почту dou73@so.belregion.ru
Учебно-методический комплекс представлен следующими кабинетами:
кабинет заведующего имеет удобное расположение, что обеспечивает доступность для индивидуальных консультаций, бесед с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями; в кабинете хранится необходимая нормативно-правовая документация, компьютер, принтер; документация по содержанию работы в ДОУ.
Методический кабинет оснащен нормативными и инструктивными материалами, методической и справочной литературой, детской художественной литературой, методическими материалами, рекомендациями, дидактическим наглядным материалом, методической литературой, материалами по передовому педагогическому опыту. В кабинете представлен новый материал, поступающий из различных источников, информация размещена на настенных стендах и настольных планшетах, имеется тематический и алфавитный каталог, оснащен современной компьютерной и видео техникой
Библиотеки нет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-методическое обеспечение-достаточное;
Оснащение образовательного процесса- 98%;
Наличие методической литературы - достаточное;
Наличие спортивного оборудования - 98%;
Наличие учебно-игрового оборудования-98%.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
Альтернативная версия официального сайта ДОУ https://st-dou73.oshkole.ru/ в сети "Интернет" для инвалидов по зрению, музыкальное, спортивное, игровое оборудование, телевизор, мультимедийный проектор, магнитные доски, наборы логопедических зондов, комплекты дидактического и наглядного материала в достаточном количестве в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей.
Педагог - психолог Павловская Е.В.
Родителям об адаптации детей к ДОУ.pdf
Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна.pdf
Педагог - психолог Павловская Е.В.
Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.pdf
Психологическая дискуссия Проблемы адаптации.pdf
Рекомендации для родителей детей ОВЗ.pdf
Учитель - логопед Маслова Е.В.
Развитие речевого дыхания (2).pdf
Учитель - логопед Маслова Е.В.
Рекомендации логопеда на летний период (1).pdf
Воспитатели Хорошилова Т.И., Лобазнова Л.Ф.
Буклет Международный день инвалидов .pdf
Воспитатели Хорошилова Т.И., Лобазнова Л.Ф.
Буклет Аутизм не приговор! .rtf
Ранняя помощь –новые технологии психолого-педагогической поддержки
семьи с ребенком, имеющим проблемы в развитии
Образовательная деятельность в группе осуществляется на основе адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
- выявление особых коррекционно-образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с особенностями их психического и физического развития, индивидуальными возможностями и способностями (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- создание педагогических условий оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно-ориентированного подхода, формирование адаптивной социально- образовательной среды.
При отсутствии в ДОУ условий, адекватных особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в территориальную ППк.
Приглашаем к активному участию в Общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда»!
1 декабря 2023 года, накануне Международного дня инвалидов, стартует Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», призванная привлечь внимание граждан России к правам и потребностям людей с инвалидностью.
Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» – это ежегодная общероссийская акция, направленная на повышение уровня знаний в вопросах доступной среды и инклюзии среди жителей России, включая специалистов различных сфер: социального обслуживания, образования, культуры, спорта, здравоохранения, финансов, благоустройства, транспорта и других профессий.
Тестирование традиционно проводится в онлайн-формате с 1 по 10 декабря. По итогам мероприятия пройдёт публичный разбор вопросов и тренинг с участием ведущих экспертов. Участники мероприятия также получат возможность подготовиться к тестированию и бесплатно пройти обучающие курсы от ведущих российских экспертов в области доступной среды, инклюзии и создания доступных цифровых сервисов для людей с инвалидностью. Подробная информация размещены по следующим ссылкам:
Спикерами Тотального теста «Доступная среда» выступят известные государственные деятели, лидеры общественного мнения, представители культуры и искусства. Организатором Общероссийской акции Тотальный тест «Доступная среда» выступает Ассоциация «АУРА-Тех».
Регистрация участников осуществляется уже сейчас по ссылке: https://total-test.ru/.
Акция Тотальный тест «Доступная среда» начинается 1 декабря 2023 г. в 10:00 по московскому времени. Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться по адресу:www.total-test.ru.
План мероприятий МАДОУ ДС №73 «Мишутка» Декады инвалидов, приуроченных к Международному дню инвалидов